Лопасти для рулевых винтов
и рулевые винты вертолетов семейства «Ми»

История ММЗ «Вперёд»

  • Завод №3 (первоначальное название завода) был основан в марте 1931 г. по приказу начальника Военно-Строительного Управления РККА. Первоначально основной деятельностью предприятия было изготовление деревянных труб для трубопроводов того времени и различных стройдеталей - дверей, плинтусов и т.п. С 1933 г. завод начинает и постепенно увеличивает производство высококачественной мебели, в том числе по заказам СовНарКома и домов Советской Армии.
  • Однако начавшаяся в 22 июня 1941 г. Великая Отечественная Война заставила завод резко изменить профиль выпускаемой продукции. Сперва предприятие было передано в распоряжение Народного Комиссариата Авиационной Промышленности СССР, а в августе 1941 г. завод был переименован в «Государственный завод №383 НКАП» и начал производство моноблочных деревянных винтов и деревянных лопастей к винтам изменяемого шага (ВИШ) к самолетам отечественного (У-2, ПО-2, ЯК-6, Р-5, ЛАГГ-3, ИЛ-2, ТБ-7) и иностранного производства «Ротол», «Спитфайер», «Харрикейн». За годы войны было изготовлено более 6000 комплектов лопастей и более 40000 моноблочных винтов, которые были так необходимы для производства боевых самолетов.
  • В 1945 г. завод освоил серийное производство деревянных лопастей ветроэлектрических установок ВИСХОМ-3,5. Установка имела ветроколесо диаметром 3,5 м, установленную мощность генератора 1 кВт и предназначалась для освещения и радиофикации индивидуальных домов в регионах, не имеющих стационарных электрических сетей. Производственный рост продолжился за счет освоения производства воздушных винтов типа В-501, В 509, разработанных в ОКБ 383 для легкомоторных транспортных, учебно-тренировочных и спортивных самолетов.
  • В 1948 году завод начал производство винтов В-501. В последующие годы - В-509, В-514, В-521, В 525, В-530, В-536.Воздушный винт В-530-Д35 оказался более удачливым винтом, рассчитанный на совместную работу с регулятором Р-2 и двигателем М-14 на самолете ЯК-18, он обеспечил высокую тяговооруженность самолета и приемистость двигателя. Винт был запущен в серийное производство в далеком теперь 1957 году, а эксплуатируется и серийно изготовляется и в настоящее время. Вместе с самолетом и двигателем воздушный винт В-530-Д35 за этот период имел ряд конструктивных улучшений, проводившихся с целью повышения надежности и ресурса. Сейчас серийно выпускается модификация винта В-530ТA-Д35, которая эксплуатируется на самолетах ЯК-18, ЯК-50, ЯК 52, ЯК-55 и ЯК 55М.
  • С 1951 года и поныне деятельность завода неразрывно связана с развитием вертолетной авиации в нашей стране.
    Как только Советский Союз начал серийное производство вертолетов Ми-1 (в Казани на заводе № 387 ныне Казанский вертолетный завод), наше предприятие получило заказ на изготовление рулевых винтов, т.к. уже имело значительный опыт серийного производства воздушных винтов с деревянными лопастями и необходимое для этого оборудование. В дальнейшем практически все вышедшие из ОКБ М.Л.Миля вертолеты оборудовались рулевыми винтами нашего производства.
  • В 1962 году совершил первый полет вертолет МИ-8. Эта машина, по сравнению с МИ-4, обладала лучшими весовыми и скоростными характеристиками. Рулевой винт для этого вертолета спроектирован конструкторами МВЗ им. М.Л. Миля по принципиально новой прогрессивной схеме с карданным креплением втулки на вал хвостового редуктора. Лопасти винта выполнены смешанной конструкции - металлический лонжерон и стеклопластиковый хвостовой отсек с сотовым заполнением из алюминиевой фольги. Завод «Вперед» начал производство винтов 8-3904-000 в 1966 году.
  • В 1963 году «Завод № 383 МАП» переименован в «Московский машиностроительный завод «Вперед».
  • В 1969 году впервые поднялся в воздух транспортно-боевой вертолет МИ-24. Рулевой винт 246-3901-000, установленный на этом вертолете, отличается от рулевого винта 8-3904-000 направлением вращения и принципом действия. Винт 8 3904-000 - толкающий, а винт 246-3901-000 - тянущий. Детали этих винтов, имея одинаковые размеры, являются зеркальным отображением друг друга. В 1981 году был запущен в серийное производство рулевой винт 246-3904-000, разработанный МВЗ им. М.Л. Миля для вертолетов типа 140, 240, 80 МТ и их модификаций. Винт 246-3904-000 отличается от винта 246 3901 000 тем, что на нем установлены вместо лопастей 246-3922-00 более широкие лопасти 246 3925 00. Рулевых винтов к вертолетам МИ-8, МИ-24 и их модификаций завод изготовил более 40000 шт. Серийное производство этих винтов продолжается.
  • В 1978 году совершил первый полет самый большой российский вертолет МИ-26. Для этого вертолета с 1981 года ММЗ «Вперед» начал изготавливать серийно лопасти рулевого винта 90-3924-00. В конструкции лопастей осуществлены принципиально новые технологические и конструкторские решения. В ней почти полностью металл заменен на стеклопластики, применен титан.
  • Производство современных X-образных рулевых винтов
    286-3904-00 и 542-3904-00 массой изделия 90 кг. В конструкции винтов применены новые технологические и производственные решения.

Настоящее время

В настоящее время, продолжая серийное производство рулевых винтов и лопастей к ним для вертолетов производства ОКБ им. М.Л.Миля, предприятие расширяет варианты сервисной поддержки, так были освоены методы ремонта, выработавших свой установленный ресурс рулевых винтов и лопастей. Завод берет рулевые винты на гарантийное обслуживание после выработки ресурса. При поступлении рулевые винты разбираются, проводится анализ дефектов и, непосредственно, ремонт. В стоимость ремонта винта включается стоимость лопастей и стоимость ремонта втулки, что значительно дешевле покупки нового винта. Это всецело отвечает интересам заказчиков, так как час эксплуатации таких винтов обходится авиаотрядам значительно дешевле часа эксплуатации новых.